«Не люди совершают путешествия, а путешествия создают людей»

-- Джон Стейнбек

Стать путешественником
Я здесь был
Я здесь был!

Затонувшее судно «Либерти» (USAT Liberty) в Туламбене

Затонувшее судно «Либерти» (USAT Liberty) в Туламбене
Предложить свои фото

Затонувшее судно «Либерти» (USAT Liberty) в Туламбене

Либерти — это популярнейший дайв-спот на острове Бали, расположенный на северо-восточном побережье в крохотной рыбацкой деревушке под названием Туламбен.

Дайв-сайт круглый год обслуживает тысячи дайверов со всего мира, желающих насладиться морскими красотами и их обитателями. Однако главным объектом, который приковывает внимание гостей северо-восточного побережья Бали, являются вовсе не бирюзовые воды, а затонувшее судно «Либерти» — корабль с собственной историей и трагической судьбой.

История грузового судна «Либерти»

В сентябре 1918 года американские инженеры дали жизнь грузовому судну «Либерти», длина которого составляла 120 метров, а ширина — 17 метров. Вес этого гиганта оценивали в 6,211 тонны.

История грузового судна «Либерти»

Предназначалось судно для оказания помощи в военных действиях США и их союзникам, а именно для перевозки животных и важных грузов. Уже к 1919 году, спустя всего год со дня своего «рождения», легенда мирового судостроения могла похвастаться перевозом груза в общей сложности весом более 10 000 тонн.

Версальский договор от 1919 года, положивший конец Первой мировой войне, отправил судно на пенсию, однако оно продолжило бороздить водные просторы в качестве грузового корабля.

Роль «Либерти» в военный период

Вступление Соединенных Штатов Америки во Вторую мировую войну в 1941 году потребовало от американских инженеров-судостроителей современного оборудования и технологий. Более того, США не хватало ресурсов для строительства идущих в ногу со временем военных кораблей, поэтому на воду спускали наспех переоборудованные устаревшие грузовые «Либерти».

Роль «Либерти» в военный период

В период Второй мировой войны современная подводная жемчужина Бали, привлекающая мировых дайверов, продолжала выполнять функции грузового судна. Корабль все так же перевозил припасы, необходимые для ведения войны, и доставлял их странам-союзникам Америки.

Кораблекрушение

Когда Америка объявила о вступлении в войну в декабре 1941 года, судно «Либерти» находилось в Тихом океане. Уже в начале января 1942 этот корабль следовал из Австралии на американские базы, расположенные на Филиппинах. На борту находились железнодорожные запчасти и резина.

В этот же период в Индийском океане группа японских подводных лодок проводила свое второе патрулирование. Одним из полученных подводниками приказов была атака кораблей, приближавшихся к территориям Индонезии. В 4:15 утра 11 января 1942 года японская подводная лодка «I-166» торпедировала «Либерти», серьезно повредив судно.

Вскоре после крушения на помощь «Либерти» прибыли американский и голландский эсминцы, была сделана попытка отбуксировать корабль, однако она провалилась: судно стремительно начало набирать воду. Было принято решение «высадить» корабль на берег северно-восточного побережья Бали у Туламбена, чтобы спасти груз и оборудование.

Американцы не теряли надежды починить корабль, но уже спустя 3 суток после кораблекрушения, 14 января 1942 года, судно перевернулось, став абсолютной потерей для ВМС США.

Вулкан Агунг вносит свои правки в гибель судна

В феврале 1963 года, простояв порядка 20 лет на одном месте, судно сменило свое пристанище. Причиной этому послужил вулкан Агунг, который стал активным впервые за 120 лет.

Затонувшее судно «Либерти» (USAT Liberty) в Туламбене: история появления, где находится и памятка для дайверов

На фото — вулкан «Агунг»

Извержение вулкана спровоцировало серию землетрясений, которые привели к сильным подземным колебаниям, из-за чего корабль буквально соскользнул с берега в глубокие воды. Такое резкое смещение корабля сломало его нос и корму.

Теперь судно «Либерти» можно обнаружить лежащим на песчаном склоне на глубине от 7,6 до 30,5 м. Обломки бывшей легенды мирового судостроения хаотично разбросаны вокруг судна, погружая в атмосферу первой половины XX века.

Грузовое судно «Либерти» сегодня

Затонувший американский корабль «Либерти» в наши дни представляет собой достопримечательность Бали, которая располагается в 40—50 метрах от берега и привлекает поклонников дайвинга и снорклинга со всего мира. На судне сохранились пушки, бойлеры и даже якорная цепь. Корпус судна покрыт ракушками и кораллами. Большинство дверей сняты во избежание несчастных случаев среди многочисленных туристов. Подводное течение здесь мягкое или редкое, а видимость в районе корабля в среднем 20 метров.

Грузовое судно «Либерти» сегодня

Подводный мир, ставший родным домом для «Либерти», богат морскими обитателями всех цветов и размеров, а также коралловыми рифами, чья красота поражает человеческое воображение. Список морских жителей составляют стаи тунцов, скаты, черепахи, рыбы-попугаи, осьминоги, а также различные виды ракообразных.

Морское дно, на котором гордо лежит творение американских инженеров-судостроителей XX века, усыпано черным песком, крупной галькой и отвердевшими остатками лавы.

Памятка для дайверов

Перед изучением затонувшей гордости американских ВМС инструкторы советуют исследовать некоторые особенности подводной экскурсии. Главными факторами, влияющими на степень удовлетворенности от погружения, считают тип программы, а также время года и суток.

Изучив эти вопросы и подобрав для себя наиболее подходящие варианты, вы полностью проникнетесь таинственной атмосферой корабля XX века и останетесь в восторге от подводного путешествия.

Программа изучения судна

Одним из преимуществ программы считают погружение под воду, которое начинается прямо с берега, что значительно упрощает задачу новичкам. Часто инструкторы организовывают пробные погружения, на которых проверяют возможности туристов во избежание нежелательных ситуаций. Погружение под воду проводят в 2—3 этапа (в зависимости от программы).

Судно Либерти на лежит на морском дне в Туламбене

Подводная экскурсия подразумевает движение от носа в направлении к корме. Начало экскурсионной программы начинают с погружения на глубину 24 метров и затем продвигаются дальше по борту 120-метрового судна «Либерти». По окончании программы, преодолев величественную длину корабля, турист оказывается на глубине 27 метров.

Как правило, для того, чтобы изучить судно по всей длине, программу разделяют на 2 этапа таким образом, чтобы турист не перегружался. Времени, которое отведено на первый этап, хватает на просмотр основной части корабля. В начале второго этапа турист продолжает маршрут с того места, в котором закончил.

Изучение корабля также возможно, если иметь при себе всего лишь маску, — с поверхности открывается великолепный вид на верхнюю часть судна.

Каждый этап погружения длится не более часа и находится под четким контролем опытного инструктора. В перерывах между погружениями туристам организовывают обед в кафе или предлагают понежиться в Балийском море.

Лучшее время для посещения

Отправляться на изучение затонувшего грузового корабля, как ни странно, лучше всего в период высокого сезона, когда видимость под водой варьируется от нормальной до очень хорошей. Однако высокий сезон характерен большими скоплениями путешественников, поэтому опытные дайверы советуют начинать знакомство с «Либерти» ранним утром. Именно в это время суток большая часть острова еще наслаждается утренним пляжем или завтракает.

Дайверы, имеющие за плечами какой-либо опыт, могут изучить судно в ночное время, но только под руководством инструктора. В отличие от дня ночью толпы туристов практически невозможно встретить. Уже ближе к середине дня путешественники массово спускаются под воду для того, чтобы вживую увидеть «Либерти» и проникнуться таинственной атмосферой.

Необходимый уровень сертификации

Ощутить красоту затонувшего судна могут дайверы любого уровня. На дне преобладают достаточно мягкие течения, с которыми сможет справиться даже новичок, прослушавший лекцию более опытного дайвера.

Таким образом, независимо от того, является ли путешественник новичком или опытным дайвером, морские воды, ставшие навеки домом для «Либерти», подойдут для любого уровня подготовки.

Стоимость программы зависит от типа сезона, в который турист совершает погружение. В период высокого сезона цены на программу с погружением в два этапа подлетают до 170 $, а в период низкого сезона варьируются от 90 до 120 $. Снорклинг оценивают дешевле: всего за одну программу турист платит порядка 75 $.

Цены указаны приблизительные, потому что могут меняться в зависимости от разных факторов!

Где находится «Либерти» и как до него добраться

Добраться до дайвинг-спота в Туламбене, предоставляющего экскурсии на затонувшее судно «Либерти», можно несколькими способами:

  • на классическом такси,
  • на арендованном байке/машине,
  • через сервисы Gojek или Grab (подробнее),
  • в составе экскурсионной программы.

 

Ссылка на локацию: https://goo.gl/maps/Wn5gmRZqGjLsc33F7

Расстояние от столицы Бали, г. Денпасар, — около 100 км. Время в пути на байке — около 2 часов (зависит от погодных условий и времени суток).

Дайвинг-сайт «Либерти» в небольшой рыбацкой деревушке Туламбен по праву считают наиболее зрелищным местом, знакомящим путешественников с красочным и таинственным подводным миром Бали.

Морское дно здесь — не просто дом для сотен обитателей, но и последнее пристанище американского корабля, некогда с гордостью бороздившего океанские просторы. Посетив это скромное местечко, турист унесет с собой чудесные воспоминания от знакомства с подводным миром и его тайнами.

А вы готовы совершить небольшое путешествие на морское дно и прочувствовать величие затонувшей легенды?

Видео погружения к судну

https://www.youtube.com/embed/4hgDSErcZ90?feature=oembed

 

 

 

 

Комментарии и оценки